Новости компании

Мэр Сочи: через десять лет это будет новый город

19.03 2021

   Сочи во время пандемии стал одним из самых популярных направлений для россиян — загрузка гостиниц даже в зимние месяцы и межсезонье достигла максимума. Резко вырос и спрос на недвижимость в городе-курорте, где за последние годы было построено рекордное количество жилья, нередко — с нарушением элементарных правил. Развитие инфраструктуры не успевало за строительным бумом: вода в некоторых многоквартирниках не поднималась выше первых этажей, детские сады и школы оказались переполнены, город встал в пробках. В связи с этим власти города были вынуждены вводить ограничения на строительство как индивидуального жилья, так и многоквартирных домов.
  В настоящее время разрабатывается генеральный план, который упорядочит строительство и развитие города-курорта. Также впервые после проведения Олимпиады-2014 готовится масштабное обновление дорожной сети, коммунальной и инженерной инфраструктуры. В городе появятся десятки детсадов, школ и других социальных объектов, новые дороги, парки, будет расширена центральная набережная.
   В интервью ТАСС мэр Сочи Алексей Копайгородский рассказал, почему власти города решились на ограничение жилищного строительства, когда можно будет пройтись по обновленной центральной набережной и почему Сочи не потеряет туристов после открытия границ.

Новый генплан

Алексей Сергеевич, на днях появилось исследование, что самые популярные направления у туристов этом году на мартовские длинные выходные — Турция и Сочи. Еще несколько лет назад было сложно представить, что Сочи будет в топе направлений при всем многообразии мировых курортов. Означает ли это, что в условиях пандемии, закрытых границ Сочи стал серьезным конкурентом зарубежью?

Вы абсолютно правы. Во-первых, мы обеспечили полную безопасность. Не было вспышек коронавируса, потому что система, которую выстроил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, позволила на всем Черноморском побережье создать условия, чтобы россияне спокойно и безопасно отдохнули уже с начала июня 2020 года.
   Второе конкурентное преимущество Сочи — наш прекрасный климат: горы защищают город со стороны континента, у нас нет серьезных ветров. И в минувшем году была великолепная погода, что позволило продлить сезон.
   Третье — наши горожане, которые исторически занимаются сферой гостеприимства, развитием санаторно-курортной отрасли и системы общепита. И я хочу поблагодарить горожан: если бы кто-то из них допустил хотя бы малейшую ошибку, у нас ничего не получилось бы. И, конечно, нашу команду профессионалов, которая работала 24 часа в сутки.
   Все это позволило добиться того, что загрузка средств размещения выросла минимум до 80%, хотя обычно составляла по году около 60%. И мы видим, что у нас уже на предстоящие майские праздники и в городе, и в верхнем кластере (горнолыжные курорты — прим. ТАСС) уже почти 100-процентная загрузка.

— Сейчас в Сочи разрабатывают новый генплан. Чем он будет принципиально отличаться от предыдущего? Какие задачи будут стоять перед проектировщиком?

Генеральный план города в последний раз разрабатывался в 2009 году. Тогда в Сочи было существенно меньше населения, сейчас — около 600 тыс. человек. Поэтому совместно с администрацией Краснодарского края мы приступили к разработке нового генплана. Для его создания потребуется два года. Организация, которая будет разрабатывать генплан Сочи, создаст генеральный план и для федеральной территории "Сириус". Мы с ней очень сильно связаны, у нас единые коммуникации и сети.
   Основной упор в генплане будет делаться на пожелания жителей и те задачи, которые они ставят: это развитие санаторно-курортной отрасли, строительство объектов соцсферы, создание общественных территорий — парков, скверов, зеленых зон. Новый документ позволит оценить реальную потребность в социальных объектах в переуплотненных микрорайонах и сформулировать предложения по размещению объектов местного значения на последующие периоды с учетом дальнейшего развития города.
   А пока идет разработка нового генплана Сочи, нам необходимо жесткое градостроительное регулирование. Ни для кого не секрет, что одной из основных проблем города Сочи являлась хаотичная застройка жилыми и коммерческими объектами. Стремительный рост жилищного строительства, а следовательно, прирост населения в предыдущие несколько лет привели к дефициту мест в образовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и культуры. Высокая плотность строительства без должного развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры привела к возникновению транспортных заторов, особенно в период летнего курортного сезона. Кроме этого, есть серьезная проблема с инженерными сетями водоснабжения, канализования и ливневых водоотведений. Их большая часть находится в изношенном состоянии и не покрывает необходимых потребностей объектов нового строительства.
   В сейсмических районах плотность населения, которая не должна составлять более 300 человек на гектар, уже значительно превышена. Новое строительство в Сочи в целом нарушает принципы развития прибрежных территорий курортных городов, причиняя дискомфорт и проживанию, и отдыху людей.

Что именно вы делаете для структурирования градостроительной деятельности?

Совместно с городским собранием мы работаем над новыми местными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Нам успешно удалось отнести такие виды разрешенного использования, как "Многоквартирный жилой дом", "Жилой комплекс", "Общежитие", к условно разрешенным видам — то есть такие проекты должны проходить публичные слушания.
   Площадь возводимого жилого частного дома в Сочи уже ограничена 500 кв. м. Это вынужденная мера, так как неблагонадежные застройщики возводили многоквартирные дома под видом индивидуального жилищного строительства (ИЖС), пользуясь лазейками действующего законодательства.
   Мы ограничили строительство в 500-метровой зоне от Черного моря, отдав приоритет индивидуальной жилой застройке и объектам санитарно-курортной направленности, при этом ограничения по высотности таких объектов составляют не более 20 м.
   И в конце прошлого года утвержден проект изменений в правила землепользования и застройки в части ограничения строительства продаваемого жилья без обеспечения необходимой инфраструктурой — школами, детскими садами, поликлиниками, дорогами, инженерными коммуникациями, парковками. Теперь в границах населенных пунктов запрещена застройка многоквартирными жилыми домами. Исключение только в отношении территорий, на которых осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию. В обязательном порядке предусматривается разработка проекта планировки территории, соответствующего местным нормативам градостроительного проектирования. Проект, помимо жилья, должен содержать в себе всю сопутствующую инфраструктуру, включая, как я уже сказал, объекты образования и здравоохранения.

Что еще вы планируете сделать для градостроительного регулирования на курорте?

С введением ограничений на строительство жилья недобросовестные застройщики быстро сориентировались и начали проектировать псевдопригодные для проживания объекты под видом гостиниц. Но и здесь мы принимаем меры противодействия. В процессе согласования находится новый проект правил землепользования и застройки, который полностью приостанавливает до момента принятия генплана жилищное строительство на территории всего муниципального образования.
   Исключением станут индивидуальные жилые дома и объекты, которые внесены в краевой реестр проблемных. Речь идет о домах обманутых дольщиков, завершение строительства которых возложено на муниципалитет при непосредственной поддержке администрации Краснодарского края. Максимальная площадь планируемого к постройке частного дома в Сочи после вступления в силу новых правил еще больше сокращается —  до 300 кв. м, а высота — до 12 м. Площадь хозяйственных построек в нашем городе не может превышать 150 кв. м. Но и здесь при проектировании этих новых объектов местные нормативы градостроительного проектирования будут обязательными.
   Новые требования прежде всего будут касаться строительства гостиниц и земельных участков, находящихся под ними. Сокращается диапазон территориальных зон, содержащих вид "Гостиничное обслуживание". Вид разрешенного использования "Гостиницы" для общественно-деловых территориальных зон переходит в условно разрешенный. Минимальный размер земельного участка для объектов гостиничного обслуживания будет составлять от 1 га. Строительство нежилых объектов, гостиничного назначения от 1 тыс. кв. м возможно будет только в рамках опять же договора о комплексном развитии, в котором непременно должно оговариваться обязательное создание сопутствующей инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры и благоустройство прилегающей территории.
   Эти ограничения не распространяются на уже действующие договоры комплексного развития территории, разрешения на строительство объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов, в частности социальных объектов, а также на действующие масштабные инвестиционные соглашения.

Можно ли будет новые местные нормативы застройщикам обойти? Существуют ли подобные законодательные практики ограничения строительства на федеральном и региональном уровне?

С момента принятия местных нормативов градостроительного проектирования они стали обязательными для использования в проектировании новых объектов. До этого мы руководствовались краевыми нормативами. Они послужили базой при разработке местных нормативов. Однако законодательство позволяет органам местного самоуправления значительно ужесточать требования местного документа, и город Сочи такой возможностью воспользовался.

Недавно Минстрой вернул старые сейсмические карты, согласно которым фактически в Сочи вырастет балл сейсмической активности. Не приведет ли это к повышению стоимости строительства?

У нас изначально сейсмика была заложена в любой проект. Ни для кого не секрет, что Кавказские горы — молодые, тут постоянно происходят тектонические процессы. В советское время была очень сильная серьезная система берегоукрепления и подпорных стен — они устанавливались там, где нужно было на горных массивах строить микрорайоны.
   Поэтому нам инициатива Минстроя РФ дает только плюсы. Это повысит ответственность застройщиков.

Актуальна ли для Сочи проблема легализации апартаментов и перекликается ли она с темой самостроев? Удалось ли переломить ситуацию с самостроями, какова судьба проблемных объектов, выявленных ранее?

В Сочи была определенная хитрость — бизнесмены строили многоквартирный объект и называли его апартаментами. Но по факту это обыкновенная квартира для постоянного проживания. Тогда как апартаменты курортного типа — это мировая практика: это регламентировано на этапе строительства, и застройщик передает объект в управление профессиональной компании. И сейчас крупные сети, мировые туроператоры работают по такой системе, потому что с нуля построить гостиницу, загрузить ее — это огромные вложения.
   Поэтому легализация апартаментов для нас — ожидаемая мера.
   Если отдать площадки под строительство обычных апартаментов, то мы превратимся в спальный район. Когда появятся общие правила, бизнес переформатируется и поймет, что лучше построить те же апартаменты, сдать хорошему и профессиональному эксплуатанту и получать ренту.
  Кстати, мы уже сейчас прописываем (при выдаче разрешений на строительство — прим. ТАСС) управляющую организацию, которая будет эксплуатировать гостиницу, и указываем — сколько будет звезд, какие услуги будут оказываться, как будет обеспечена пожарная безопасность, подъезды, парковки, элементы благоустройства и так далее.
   Что касается самостроев, то Сочи один из лидеров по борьбе с ними в Краснодарском крае. Только за прошлый год по решению суда у нас были снесены 29 объектов, в основном высотных. Заключены договоры на снос еще 17 объектов. По итогам 2020 года в нашем городе выявлено более 290 объектов с признаками соответствующих нарушений. На рассмотрении судов находятся более 500 дел по искам администрации города Сочи о сносе самовольно возведенных строений.
   С начала 2021 года в администрацию города поступило еще 49 материалов о выявлении самовольного строительства, большая часть из них — со стороны физических лиц.

Вы считали выпадающие доходы бюджета из-за временной приостановки выдачи разрешений на строительство?

Приведу только одну цифру. В 2009–2019 годах в Сочи было введено в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья. Когда наша команда пришла в администрацию, вокруг была сплошная стройка. Я попросил экономистов оценить долю от строительства в бюджете города. Как вы думаете, какую мне цифру назвали? Четыре с половиной процента!
   Львиная доля нашего бюджета — это доходы от санкура, общепита и услуг. А от строительной сферы мы получаем доход в пределах статистической погрешности, зато проблемы от нее колоссальные. Дефицит в дошкольных учреждениях сегодня составляет 9 тыс. мест, а в школах при режиме работы в первую смену — около 25 тыс. мест. То есть, при сегодняшних темпах строительства объектов образования нам потребуется 25 лет на покрытие дефицита садов и школ. Поэтому мы были вынуждены приостанавливать неконтролируемую стройку.

А городская недвижимость не подорожает из-за такой приостановки?

Подорожает.
   Курорт станет более дорогим для постоянного проживания. Нужно понимать, что Сочи всегда был эксклюзивным городом. Но хаотичная постройка и дешевые квадратные метры позволили сюда приехать многим людям с целью постоянного проживания. Но когда в десятиэтажном доме вода доходит до пятого этажа, а все, кто выше, носят воду ведрами, говорить о нормальных условиях для их жизни не приходится.
   Если в Сочи строить качественное жилье по всем нормам, оно будет дорогим. Потому что правильный фундамент, сети, парковка, социальная инфраструктура — это дорого. И есть несколько застройщиков, которые купили ранее гектары со старыми объектами и сейчас в рамках регламентов разрабатывают проекты комплексной застройки — с детским садом, школой, качественной инфраструктурой.

Планируете ли вы привлекать к проектам в Сочи архитектурных звезд первой величины и как планируете стимулировать инвесторов на повышение качества архитектурных решений в новых проектах?

Мы как раз занимаемся привлечением на курорт известных мировых архитекторов. В Сочи объявлен международный конкурс на лучший архитектурный проект центральной Приморской набережной. Он проходит по нашей инициативе при поддержке Минстроя РФ и администрации Краснодарского края. Прием заявок завершится в конце марта. Отозвались уже более десятка архитектурных бюро, в том числе и иностранных. Итоги конкурса подведут в начале июня 2021 года. Затем компетентное жюри объявит победителя и представит нам лучший проект. Его начнут реализовывать на побережье после согласования с жителями курорта.
   Реализация концепции реконструкции Приморской набережной рассчитана до 2025 года. Мы хотим создать высококачественную сервисную среду мирового уровня и реализовать инновационные градостроительные решения на искусственной территории, которая будет создана в береговой зоне Черного моря. Территория этой набережной для архитекторов со всего мира — шанс войти в историю.

— Как планируете использовать механизмы комплексного развития территорий (КРТ) в Сочи? Когда ожидаете подзаконные акты для реализации этого механизма в Краснодарском крае, определены ли пилотные площадки? 

Комплексное развитие территории, предусмотренное Градостроительным кодексом РФ, является одним из самых сбалансированных механизмов развития городских территорий и планируется к применению в Сочи для решения острых градостроительных проблем, и прежде всего в части обеспечения прав обманутых дольщиков.
   Что касается пилотных площадок, то помимо решения вопросов с дольщиками мы видим возможность с помощью этого механизма развить и наполнить новой жизнью территории нашего города, которые в настоящий момент находятся в запущенном состоянии, — например, территорию бывшего Завода строительных материалов по улице Краснодонской.
   Для реализации механизма КРТ должен быть принят ряд нормативно-правовых актов на региональном уровне, срок принятия таких актов — третий квартал 2021 года.

А горный кластер Сочи нуждается в серьезном градостроительном регулировании?

Практика других государств показывает, что после проведения Олимпийских игр нередко происходит деградация олимпийских объектов. У нас же благодаря президенту, который дал второе дыхание развитию города, у каждого олимпийского объекта — целый цикл мероприятий. И сейчас все это нужно очень серьезно развивать.
   Приоткрою небольшой секрет: сейчас ведутся серьезные переговоры по объединению всех наших горнолыжных курортов канатными дорогами и другой инфраструктурой.
  Мы собрали представителей общественных организаций, спортивных федераций, которые предложили пешие, велосипедные и иные маршруты, которые могут соединить горы и всю городскую инфраструктуру. Уже подписано шестистороннее соглашение между администрацией города Сочи, тремя горными курортами, Сочинским национальным парком и Кавказским биосферным заповедником о сотрудничестве в сфере развития горно-туристского кластера. Вся эта инфраструктура будет развиваться под общим брендом города. По отдельности курорты не смогут развиваться, и всем выгодно получить очень серьезный качественный союз.
   Будут и другие новинки. Разрабатываем с бизнесом туристическое приложение для мобильных телефонов, нечто похожее есть в Лондоне и в ОАЭ. Благодаря такому приложению турист сможет заказать билеты, оплатить проживание, забронировать столик, заказать любые услуги в городе. В нем будет представлена вся повестка и возможности города.
   Из-за пандемии ушло живое общение. Все общаются через мессенджеры, социальные сети, через гаджеты. Поэтому сегодня нужно заходить туда и там свои услуги предлагать.

Вы планируете монетизировать это приложение?

Скорее всего, да. Это будет очень серьезный бизнес и доходы в бюджет города.

Новый Сочи

Алексей Сергеевич, вы три месяца назад переизбрались мэром обновленного Сочи: на части города была образована первая федеральная территория "Сириус". Что означает для Сочи появление федеральной территории?

Я бы сказал, что "Сириус" — это достояние не только Сочи, не только Краснодарского края, но и всей страны в целом. Это южные ворота России, там предусмотрена интеграция научного и курортного кластеров, и мы сегодня очень профессионально, качественно сотрудничаем с нашими коллегами из администрации "Сириуса" и всесторонне им помогаем.
   И самое главное, что все мероприятия мы проводим совместно и планируем продолжать, потому что сегодня мы — единое целое. Физически мы находимся на одной земле. Не будет никаких заборов, никаких ограничений. Все понимают, что у страны появилась новая точка притяжения для молодого поколения, построенная на прогрессивной идеологии.
   В "Сириусе" создан один из лучших в стране и мире образовательных центров, и для нас это большой плюс. Администрация "Сириуса" приглашает самых профессиональных экспертов, учителей, врачей, всех тех, кто будет заниматься наукой. Статус федеральной территории дает возможность получить отдельное финансирование и очень глубоко развивать систему образования.
   Создается новая инфраструктура в системе науки страны. Пока ее пощупать невозможно, но я уверен, что через пять-десять лет страна будет знать тех детей, которые получат образование в "Сириусе".

Вы говорили о необходимости существенной модернизации инженерной инфраструктуры города. Какие проекты планируются, будет ли дополнительная поддержка города, который сохраняет в том числе олимпийское наследие? 

Дело в том, что в Сочи огромная нагрузка на инженерную инфраструктуру, систему ЖКХ. Большая ее часть была создана еще в царское время и советские годы, и она морально устарела. Все, что не было сделано во время подготовки к Олимпиаде, нужно серьезно модернизировать или восстановить, подготовить для размещения социальных объектов.
   Мы ведем работу по формированию комплексного плана социально-экономического развития до 2030 года. Эта стратегия будет идти в симбиозе с генпланом. Сформирован перечень объектов и мероприятий, который, по нашему общему мнению, должен быть реализован в первую очередь и направлен в профильные федеральные министерства, в первую очередь Минстрой России, для согласования и, в дальнейшем, выделения необходимого финансирования на проектирование и строительство. Перечень включает 206 объектов капитального строительства и мероприятия на общую сумму 267,1 млрд рублей.
   Самый большой объем приходится на отрасль образования — мы направили предложения по 64 объектам на сумму 45,8 млрд рублей. Речь идет о строительстве 21 школы и четырех блоков начальных школ, 29 детских садов и пяти блоков детских дошкольных учреждений, двух универсальных спортивных залов. Мы рассчитываем на выделение государственного финансирования на 43 объекта культуры на сумму 13,3 млрд рублей, в том числе на реконструкцию пяти парков культуры и отдыха, капитальный ремонт Зала органной и камерной музыки, строительство Сочинской камерной филармонии, а также реконструкцию концертного зала "Фестивальный" и Зимнего театра.
   Немаловажный вопрос — природоохранная деятельность и экология. Мы подали документы на пять объектов берегоукрепления на сумму 1,8 млрд рублей. Речь идет о комплексном развитии и модернизации сразу четырех крупных пляжных территорий в разных районах курорта, а также изготовлении декларации безопасности гидротехнических сооружений города Сочи.
   Сформированы предложения по строительству полигона твердых бытовых отходов в Лазаревском районе, на это потребуется 5,1 млрд рублей.
  Еще один важный пункт программы комплексного социально-экономического развития, которую мы, кстати, неофициально называем "Новый Сочи", — это благоустройство. Подготовлены документы на капитальный ремонт территории Приморской набережной и набережной Адлерского района, реконструкцию улицы Приморской, а также благоустройство дворовых и общественных территорий. Это пять крупных мероприятий на сумму 45,3 млрд рублей.
   Наши предложения также касаются 23 объектов водоснабжения и канализования на сумму 123 млрд рублей, в том числе на строительство объектов системы централизованного водоотведения Центрального района Сочи. Также за счет привлеченных государственных средств мы рассчитываем реконструировать сразу три объекта очистных сооружений на сумму 9,2 млрд рублей — "Дагомыс", "Лазаревское" и "Бзугу". Все это позволит нам значительно улучшить инфраструктуру города, увеличить количество объектов социальной инфраструктуры, создаст новые транспортные артерии на всей территории Большого Сочи, а также повысит качество городской среды. За десять лет мы действительно получим новый Сочи.

Планируете ли вы применять механизм концессии для коммунальной инфраструктуры?

Мы прорабатываем определенные схемы с рядом корпораций. Сейчас наши коммунальные объекты сами зарабатывают, могут это все делать. Но проблема в том, что отсутствует проектно-сметная документация на объекты. Многие из них были построены в советское время, и в городе нет специалистов, которые могли бы заниматься реконструкцией. Поэтому мы просим Минстрой привлечь лучшие институты для оценки проблемы.
   Будет экспертиза, сделаем проектно-сметную документацию. Когда будет понимание по стоимости, можно будет определяться с финансированием. Мы в поиске вариантов.

— Администрация города анонсировала масштабные изменения транспортной логистики в центральной части города. Что они подразумевают?

- Мы прорабатываем создание пешеходной зоны в центре Сочи. Согласно замыслу, улицы Несебрская, Войкова, Поярко, Кооперативная и переулок Электрический могут стать новым общественным пространством для прогулок и отдыха. Реализация такого важного для развития туристического потенциала Сочи проекта позволила бы полностью освободить от транспорта и сделать прогулочным центр курорта.Также разрабатываем схему перераспределения автомобильных потоков за счет модернизации дорожной инфраструктуры. 
   Проектом предусматривается масштабная реорганизация транспортной системы центральной части курорта. На перекрестке у Главпочтамта, соединяющего автомобильные потоки с четырех оживленных улиц курорта, предлагается организация кольцевого движения транспорта. Еще при подготовке к Олимпийским играм в Сочи здесь планировали построить подземный переход, однако в окончательный проект он не вошел. Сегодня мы предлагаем вернуться к этой идее и оборудовать на данном участке два новых подземных пешеходных перехода.
   В районе Пролетарского подъема Курортный проспект, возможно, соединим новым участком дороги с улицей Орджоникидзе. Этот масштабный проект требует комплексного подхода.

Какие новые проекты в части развития туристической инфраструктуры планируется реализовать в Сочи в ближайшее время? 

Долгие годы территория набережной Ривьера в самом центре города постепенно приходила в упадок. У многих это место ассоциировалось с хаотичной застройкой, захламленной нестационарными торговыми объектами, полуразрушенной инфраструктурой, отсутствием необходимых условий для обеспечения безопасности отдыхающих. В прошлом году мы реализовали первый этап благоустройства, у нас получилась современная, эстетичная территория с закатным амфитеатром для отдыха людей, безбарьерной средой, детскими площадками, новым ландшафтным озеленением и зонами для занятий спортом. Сегодня идут работы в рамках второго этапа реконструкции Ривьеры. Основные работы по реконструкции закончатся к началу летнего сезона этого года.
   Набережную Ривьера мы свяжем новым пешеходным мостом "Волшебный лист", который будет построен через реку Сочи. Таким образом, мы соединим и Ривьеру, и Морской порт, и центральную Приморскую набережную, которую также ожидает масштабная реконструкция. По сути, мы создаем новый пешеходный маршрут, новую достопримечательность в центре курорта и реализуем уникальную концепцию "Две реки — одно море".
   Кроме того, инвестор ГК "Метрополис" совместно с нами подготовил эскизный проект реконструкции пляжа "Маяк" на территории центральной набережной. Это первые и исторически наиболее значимые 500 м, которые будут расширены на 30 м. Благодаря этому проекту мы получим принципиально новую среду: комфортабельную пешеходно-прогулочную морскую набережную с панорамным видом на Черное море, местами для отдыха, специально оборудованными зонами для занятий спортом и, конечно же, детскими площадками. Причем предусмотрено безопасное разделение путей движения пешеходов и велосипедистов.
   Готовятся и другие проекты с инвесторами. Например, гостиницу "Приморская" в центре Сочи ждет реставрация, ее будут делать коренные питерцы — "Группа ЛСР". Это будет очень достойный проект.

В этом году планируется запуск морского такси. Есть ли уже оператор, который организует перевозки? Как и на чем будут организованы эти перевозки?

К началу летнего курортного сезона 2021 года в Сочи действительно начнет работу морское маршрутное такси. Два быстроходных пассажирских судна, оснащенные кондиционерами и креслами авиационного типа, вместимостью 20 человек, уже изготавливаются на судостроительной верфи.
   Сейчас идет разработка современного сервиса брони и продажи билетов, логистики и перечня сопутствующих услуг. Суда будут курсировать в двух направлениях: из Сочинского морского порта в порт Имеретинский и микрорайон Лазаревское. Пилотный запуск морского такси в Сочи состоится в мае 2021 года.

Туризм и пандемия

Пандемия для Сочи оказалась временем потерь или возможностей?

Минувший год стал настоящим вызовом для всех участников санаторно-курортного и туристического рынка. Но, как и любой кризис, он открыл и ряд возможностей для отельеров и туроператоров. Даже после частичного снятия ограничений с начала июля мы отметили существенный рост турпотока на курорт. По количественным показателям турпоток в июле и августе прошлого года превысил прошлогодний на 4,7% и 5% соответственно, а в сентябре и октябре — уже на 19%. Тем не менее по итогам года отрасли не удалось полностью нивелировать потери простоя в апреле, мае и частично июне. По нашим оценкам, в количественном показателе потеря составила порядка 1 млн гостей.
   В этом году Сочи уже принял почти 1 млн туристов. Показатель выше прошлогоднего на 3%. В марте, в дни предстоящих праздников в Сочи прогнозируется высокая загрузка гостиничных комплексов. Уже в мае мы ожидаем начало активного летнего курортного сезона, а в июне высокий сезон — на месяц раньше обычного. 

Какие уроки вы извлекли из пандемии?

Курортная и туристская отрасль Сочи вынуждена была переформатироваться с учетом изменения клиентских предпочтений. Главным трендом стал безопасный отдых. Мы уверенно говорим, что сочинскими отельерами принимаются все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности. Например, разработаны и внедрены новые стандарты уборки и обработки помещений. Горнолыжные курорты внедрили обязательную обработку кабин канатных дорог, открыли медицинские пункты для тестирования на коронавирус своих гостей, набрали штат волонтеров для осуществления контроля за соблюдением масочного режима и социальной дистанции со стороны туристов.
   В Сочи значительно возрос интерес к оздоровительному туризму, наметилась тенденция создания медицинских и оздоровительных центров на базе отелей. Мы видим устойчиво высокий спрос на бальнео-, грязевые, мануальные, физиотерапевтические и другие процедуры среди гостей, особенно в сегменте отелей категории четыре-пять звезд. Становятся еще более популярными развлечения и активности на открытом воздухе, экологический туризм. Сегодня это одно из самых динамично развивающихся направлений. 

Как идет вакцинация в городе? Планируется ли вакцинацию "приблизить" для туристов, которые, например, приехали в Сочи надолго? Планируется ли вводить приоритет при вакцинации работников сферы гостеприимства?

Бесплатная вакцинация сотрудников и гостей горных курортов против COVID-19 стартовала в Сочи 9 февраля. Курорт "Красная Поляна" запустил работу пункта, где сотрудники получают вакцину c минимальным отрывом от работы. Курорты "Газпром" и "Роза Хутор" заключили договор на обслуживание с городской больницей №8 в поселке Красная Поляна.
   В первую очередь вакцину от коронавируса получает обслуживающий персонал — сотрудники служб размещения и общественного питания, кто непосредственно контактирует с туристами и входит в группу риска.
   Туристы также могут получить в Сочи вакцину в нестационарных пунктах вакцинации, при этом нужно понимать, что речь идет о тех гостях, которые приехали на курорт не менее чем на три недели, чтобы успеть пройти два этапа

Алексей Сергеевич, рано или поздно пандемия закончится, откроются границы, снова станут доступны зарубежные курорты. Российский турист после этого вернется в Сочи?

С начала года в Сочи уже отдохнули свыше миллиона человек. 20% наших гостей отдыхали на нашем курорте впервые. Это и есть те самые гости, которые раньше проводили отпуск за границей.
   Мы понимаем, что с открытием границ часть российских туристов может переориентироваться на зарубежный отдых. Поэтому сейчас нам необходимо продолжить работу по созданию конкурентоспособного турпродукта. Главный акцент мы делаем на повышении качества отдыха наших гостей, в том числе повышении уровня обслуживания в отелях и санаториях, благоустройстве пляжей и городской среды в целом, обеспечении безопасности гостей, обеспечении экологичности территорий. Кроме того, важно предложить гостям разнообразный отдых. В Сочи есть все условия для пляжного, оздоровительного, познавательного, экологического, гастрономического, событийного, делового и других видов туризма.
   Что касается ближайшего летнего сезона, нынешняя эпидемиологическая ситуация позволяет нам строить оптимистичный прогноз. По данным крупного национального туроператора, динамика продаж туров в Сочи на летний сезон 2021 года превышает показатели прошлого года в три раза, и ровно на столько же вырос спрос на направление. Массовый турпоток в Сочи в 2021 году, судя по текущим продажам, ожидается уже в апреле. Высокий сезон в Сочи стартует в начале мая, а максимальная курортная загрузка ожидается с 20 июля по 20 августа. С учетом мнения туроператоров и отельеров мы прогнозируем, что в этом году с мая по сентябрь Сочи примет более 4 млн гостей, это выше показателей 2019 и 2020 годов. Мы всегда рады гостям и сделаем все, чтобы их отдых был комфортным, разнообразным, безопасным. Чтобы Сочи становился часто посещаемым курортом для еще большего количества россиян.


Статья подготовлена https://tass.ru/interviews/10924449

Назад

Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера. Оператор использует информацию, содержащуюся в файлах cookie в течение сроков и на условиях, указанных в настоящей Политике