Мэр Сочи: через десять лет это будет новый город
Сочи во время пандемии стал одним из самых популярных направлений для россиян — загрузка гостиниц даже в зимние месяцы и межсезонье достигла максимума. Резко вырос и спрос на недвижимость в городе-курорте, где за последние годы было построено рекордное количество жилья, нередко — с нарушением элементарных правил. Развитие инфраструктуры не успевало за строительным бумом: вода в некоторых многоквартирниках не поднималась выше первых этажей, детские сады и школы оказались переполнены, город встал в пробках. В связи с этим власти города были вынуждены вводить ограничения на строительство как индивидуального жилья, так и многоквартирных домов.
В настоящее время разрабатывается генеральный план, который упорядочит строительство и развитие города-курорта. Также впервые после проведения Олимпиады-2014 готовится масштабное обновление дорожной сети, коммунальной и инженерной инфраструктуры. В городе появятся десятки детсадов, школ и других социальных объектов, новые дороги, парки, будет расширена центральная набережная.
В интервью ТАСС мэр Сочи Алексей Копайгородский рассказал, почему власти города решились на ограничение жилищного строительства, когда можно будет пройтись по обновленной центральной набережной и почему Сочи не потеряет туристов после открытия границ.
Новый генплан
— Алексей Сергеевич, на днях появилось исследование, что самые популярные направления у туристов этом году на мартовские длинные выходные — Турция и Сочи. Еще несколько лет назад было сложно представить, что Сочи будет в топе направлений при всем многообразии мировых курортов. Означает ли это, что в условиях пандемии, закрытых границ Сочи стал серьезным конкурентом зарубежью?
— Вы абсолютно правы. Во-первых, мы обеспечили полную безопасность. Не было вспышек коронавируса, потому что система, которую выстроил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, позволила на всем Черноморском побережье создать условия, чтобы россияне спокойно и безопасно отдохнули уже с начала июня 2020 года.
Второе конкурентное преимущество Сочи — наш прекрасный климат: горы защищают город со стороны континента, у нас нет серьезных ветров. И в минувшем году была великолепная погода, что позволило продлить сезон.
Третье — наши горожане, которые исторически занимаются сферой гостеприимства, развитием санаторно-курортной отрасли и системы общепита. И я хочу поблагодарить горожан: если бы кто-то из них допустил хотя бы малейшую ошибку, у нас ничего не получилось бы. И, конечно, нашу команду профессионалов, которая работала 24 часа в сутки.
Все это позволило добиться того, что загрузка средств размещения выросла минимум до 80%, хотя обычно составляла по году около 60%. И мы видим, что у нас уже на предстоящие майские праздники и в городе, и в верхнем кластере (горнолыжные курорты — прим. ТАСС) уже почти 100-процентная загрузка.
— Сейчас в Сочи разрабатывают новый генплан. Чем он будет принципиально отличаться от предыдущего? Какие задачи будут стоять перед проектировщиком?
— Генеральный план города в последний раз разрабатывался в 2009 году. Тогда в Сочи было существенно меньше населения, сейчас — около 600 тыс. человек. Поэтому совместно с администрацией Краснодарского края мы приступили к разработке нового генплана. Для его создания потребуется два года. Организация, которая будет разрабатывать генплан Сочи, создаст генеральный план и для федеральной территории "Сириус". Мы с ней очень сильно связаны, у нас единые коммуникации и сети.
Основной упор в генплане будет делаться на пожелания жителей и те задачи, которые они ставят: это развитие санаторно-курортной отрасли, строительство объектов соцсферы, создание общественных территорий — парков, скверов, зеленых зон. Новый документ позволит оценить реальную потребность в социальных объектах в переуплотненных микрорайонах и сформулировать предложения по размещению объектов местного значения на последующие периоды с учетом дальнейшего развития города.
А пока идет разработка нового генплана Сочи, нам необходимо жесткое градостроительное регулирование. Ни для кого не секрет, что одной из основных проблем города Сочи являлась хаотичная застройка жилыми и коммерческими объектами. Стремительный рост жилищного строительства, а следовательно, прирост населения в предыдущие несколько лет привели к дефициту мест в образовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и культуры. Высокая плотность строительства без должного развития улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры привела к возникновению транспортных заторов, особенно в период летнего курортного сезона. Кроме этого, есть серьезная проблема с инженерными сетями водоснабжения, канализования и ливневых водоотведений. Их большая часть находится в изношенном состоянии и не покрывает необходимых потребностей объектов нового строительства.
В сейсмических районах плотность населения, которая не должна составлять более 300 человек на гектар, уже значительно превышена. Новое строительство в Сочи в целом нарушает принципы развития прибрежных территорий курортных городов, причиняя дискомфорт и проживанию, и отдыху людей.
— Что именно вы делаете для структурирования градостроительной деятельности?
— Совместно с городским собранием мы работаем над новыми местными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Нам успешно удалось отнести такие виды разрешенного использования, как "Многоквартирный жилой дом", "Жилой комплекс", "Общежитие", к условно разрешенным видам — то есть такие проекты должны проходить публичные слушания.
Площадь возводимого жилого частного дома в Сочи уже ограничена 500 кв. м. Это вынужденная мера, так как неблагонадежные застройщики возводили многоквартирные дома под видом индивидуального жилищного строительства (ИЖС), пользуясь лазейками действующего законодательства.
Мы ограничили строительство в 500-метровой зоне от Черного моря, отдав приоритет индивидуальной жилой застройке и объектам санитарно-курортной направленности, при этом ограничения по высотности таких объектов составляют не более 20 м.
И в конце прошлого года утвержден проект изменений в правила землепользования и застройки в части ограничения строительства продаваемого жилья без обеспечения необходимой инфраструктурой — школами, детскими садами, поликлиниками, дорогами, инженерными коммуникациями, парковками. Теперь в границах населенных пунктов запрещена застройка многоквартирными жилыми домами. Исключение только в отношении территорий, на которых осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию. В обязательном порядке предусматривается разработка проекта планировки территории, соответствующего местным нормативам градостроительного проектирования. Проект, помимо жилья, должен содержать в себе всю сопутствующую инфраструктуру, включая, как я уже сказал, объекты образования и здравоохранения.
— Что еще вы планируете сделать для градостроительного регулирования на курорте?
— С введением ограничений на строительство жилья недобросовестные застройщики быстро сориентировались и начали проектировать псевдопригодные для проживания объекты под видом гостиниц. Но и здесь мы принимаем меры противодействия. В процессе согласования находится новый проект правил землепользования и застройки, который полностью приостанавливает до момента принятия генплана жилищное строительство на территории всего муниципального образования.
Исключением станут индивидуальные жилые дома и объекты, которые внесены в краевой реестр проблемных. Речь идет о домах обманутых дольщиков, завершение строительства которых возложено на муниципалитет при непосредственной поддержке администрации Краснодарского края. Максимальная площадь планируемого к постройке частного дома в Сочи после вступления в силу новых правил еще больше сокращается — до 300 кв. м, а высота — до 12 м. Площадь хозяйственных построек в нашем городе не может превышать 150 кв. м. Но и здесь при проектировании этих новых объектов местные нормативы градостроительного проектирования будут обязательными.
Новые требования прежде всего будут касаться строительства гостиниц и земельных участков, находящихся под ними. Сокращается диапазон территориальных зон, содержащих вид "Гостиничное обслуживание". Вид разрешенного использования "Гостиницы" для общественно-деловых территориальных зон переходит в условно разрешенный. Минимальный размер земельного участка для объектов гостиничного обслуживания будет составлять от 1 га. Строительство нежилых объектов, гостиничного назначения от 1 тыс. кв. м возможно будет только в рамках опять же договора о комплексном развитии, в котором непременно должно оговариваться обязательное создание сопутствующей инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры и благоустройство прилегающей территории.
Эти ограничения не распространяются на уже действующие договоры комплексного развития территории, разрешения на строительство объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов, в частности социальных объектов, а также на действующие масштабные инвестиционные соглашения.
— Можно ли будет новые местные нормативы застройщикам обойти? Существуют ли подобные законодательные практики ограничения строительства на федеральном и региональном уровне?
— С момента принятия местных нормативов градостроительного проектирования они стали обязательными для использования в проектировании новых объектов. До этого мы руководствовались краевыми нормативами. Они послужили базой при разработке местных нормативов. Однако законодательство позволяет органам местного самоуправления значительно ужесточать требования местного документа, и город Сочи такой возможностью воспользовался.
— Недавно Минстрой вернул старые сейсмические карты, согласно которым фактически в Сочи вырастет балл сейсмической активности. Не приведет ли это к повышению стоимости строительства?
— У нас изначально сейсмика была заложена в любой проект. Ни для кого не секрет, что Кавказские горы — молодые, тут постоянно происходят тектонические процессы. В советское время была очень сильная серьезная система берегоукрепления и подпорных стен — они устанавливались там, где нужно было на горных массивах строить микрорайоны.
Поэтому нам инициатива Минстроя РФ дает только плюсы. Это повысит ответственность застройщиков.
— Актуальна ли для Сочи проблема легализации апартаментов и перекликается ли она с темой самостроев? Удалось ли переломить ситуацию с самостроями, какова судьба проблемных объектов, выявленных ранее?
— В Сочи была определенная хитрость — бизнесмены строили многоквартирный объект и называли его апартаментами. Но по факту это обыкновенная квартира для постоянного проживания. Тогда как апартаменты курортного типа — это мировая практика: это регламентировано на этапе строительства, и застройщик передает объект в управление профессиональной компании. И сейчас крупные сети, мировые туроператоры работают по такой системе, потому что с нуля построить гостиницу, загрузить ее — это огромные вложения.
Поэтому легализация апартаментов для нас — ожидаемая мера.
Если отдать площадки под строительство обычных апартаментов, то мы превратимся в спальный район. Когда появятся общие правила, бизнес переформатируется и поймет, что лучше построить те же апартаменты, сдать хорошему и профессиональному эксплуатанту и получать ренту.
Кстати, мы уже сейчас прописываем (при выдаче разрешений на строительство — прим. ТАСС) управляющую организацию, которая будет эксплуатировать гостиницу, и указываем — сколько будет звезд, какие услуги будут оказываться, как будет обеспечена пожарная безопасность, подъезды, парковки, элементы благоустройства и так далее.
Что касается самостроев, то Сочи один из лидеров по борьбе с ними в Краснодарском крае. Только за прошлый год по решению суда у нас были снесены 29 объектов, в основном высотных. Заключены договоры на снос еще 17 объектов. По итогам 2020 года в нашем городе выявлено более 290 объектов с признаками соответствующих нарушений. На рассмотрении судов находятся более 500 дел по искам администрации города Сочи о сносе самовольно возведенных строений.
С начала 2021 года в администрацию города поступило еще 49 материалов о выявлении самовольного строительства, большая часть из них — со стороны физических лиц.
— Вы считали выпадающие доходы бюджета из-за временной приостановки выдачи разрешений на строительство?
— Приведу только одну цифру. В 2009–2019 годах в Сочи было введено в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья. Когда наша команда пришла в администрацию, вокруг была сплошная стройка. Я попросил экономистов оценить долю от строительства в бюджете города. Как вы думаете, какую мне цифру назвали? Четыре с половиной процента!
Львиная доля нашего бюджета — это доходы от санкура, общепита и услуг. А от строительной сферы мы получаем доход в пределах статистической погрешности, зато проблемы от нее колоссальные. Дефицит в дошкольных учреждениях сегодня составляет 9 тыс. мест, а в школах при режиме работы в первую смену — около 25 тыс. мест. То есть, при сегодняшних темпах строительства объектов образования нам потребуется 25 лет на покрытие дефицита садов и школ. Поэтому мы были вынуждены приостанавливать неконтролируемую стройку.
— А городская недвижимость не подорожает из-за такой приостановки?
— Подорожает.
Курорт станет более дорогим для постоянного проживания. Нужно понимать, что Сочи всегда был эксклюзивным городом. Но хаотичная постройка и дешевые квадратные метры позволили сюда приехать многим людям с целью постоянного проживания. Но когда в десятиэтажном доме вода доходит до пятого этажа, а все, кто выше, носят воду ведрами, говорить о нормальных условиях для их жизни не приходится.
Если в Сочи строить качественное жилье по всем нормам, оно будет дорогим. Потому что правильный фундамент, сети, парковка, социальная инфраструктура — это дорого. И есть несколько застройщиков, которые купили ранее гектары со старыми объектами и сейчас в рамках регламентов разрабатывают проекты комплексной застройки — с детским садом, школой, качественной инфраструктурой.
— Планируете ли вы привлекать к проектам в Сочи архитектурных звезд первой величины и как планируете стимулировать инвесторов на повышение качества архитектурных решений в новых проектах?
— Мы как раз занимаемся привлечением на курорт известных мировых архитекторов. В Сочи объявлен международный конкурс на лучший архитектурный проект центральной Приморской набережной. Он проходит по нашей инициативе при поддержке Минстроя РФ и администрации Краснодарского края. Прием заявок завершится в конце марта. Отозвались уже более десятка архитектурных бюро, в том числе и иностранных. Итоги конкурса подведут в начале июня 2021 года. Затем компетентное жюри объявит победителя и представит нам лучший проект. Его начнут реализовывать на побережье после согласования с жителями курорта.
Реализация концепции реконструкции Приморской набережной рассчитана до 2025 года. Мы хотим создать высококачественную сервисную среду мирового уровня и реализовать инновационные градостроительные решения на искусственной территории, которая будет создана в береговой зоне Черного моря. Территория этой набережной для архитекторов со всего мира — шанс войти в историю.
— Как планируете использовать механизмы комплексного развития территорий (КРТ) в Сочи? Когда ожидаете подзаконные акты для реализации этого механизма в Краснодарском крае, определены ли пилотные площадки?
— Комплексное развитие территории, предусмотренное Градостроительным кодексом РФ, является одним из самых сбалансированных механизмов развития городских территорий и планируется к применению в Сочи для решения острых градостроительных проблем, и прежде всего в части обеспечения прав обманутых дольщиков.
Что касается пилотных площадок, то помимо решения вопросов с дольщиками мы видим возможность с помощью этого механизма развить и наполнить новой жизнью территории нашего города, которые в настоящий момент находятся в запущенном состоянии, — например, территорию бывшего Завода строительных материалов по улице Краснодонской.
Для реализации механизма КРТ должен быть принят ряд нормативно-правовых актов на региональном уровне, срок принятия таких актов — третий квартал 2021 года.
— А горный кластер Сочи нуждается в серьезном градостроительном регулировании?
— Практика других государств показывает, что после проведения Олимпийских игр нередко происходит деградация олимпийских объектов. У нас же благодаря президенту, который дал второе дыхание развитию города, у каждого олимпийского объекта — целый цикл мероприятий. И сейчас все это нужно очень серьезно развивать.
Приоткрою небольшой секрет: сейчас ведутся серьезные переговоры по объединению всех наших горнолыжных курортов канатными дорогами и другой инфраструктурой.
Мы собрали представителей общественных организаций, спортивных федераций, которые предложили пешие, велосипедные и иные маршруты, которые могут соединить горы и всю городскую инфраструктуру. Уже подписано шестистороннее соглашение между администрацией города Сочи, тремя горными курортами, Сочинским национальным парком и Кавказским биосферным заповедником о сотрудничестве в сфере развития горно-туристского кластера. Вся эта инфраструктура будет развиваться под общим брендом города. По отдельности курорты не смогут развиваться, и всем выгодно получить очень серьезный качественный союз.
Будут и другие новинки. Разрабатываем с бизнесом туристическое приложение для мобильных телефонов, нечто похожее есть в Лондоне и в ОАЭ. Благодаря такому приложению турист сможет заказать билеты, оплатить проживание, забронировать столик, заказать любые услуги в городе. В нем будет представлена вся повестка и возможности города.
Из-за пандемии ушло живое общение. Все общаются через мессенджеры, социальные сети, через гаджеты. Поэтому сегодня нужно заходить туда и там свои услуги предлагать.
— Вы планируете монетизировать это приложение?
— Скорее всего, да. Это будет очень серьезный бизнес и доходы в бюджет города.
Новый Сочи
— Алексей Сергеевич, вы три месяца назад переизбрались мэром обновленного Сочи: на части города была образована первая федеральная территория "Сириус". Что означает для Сочи появление федеральной территории?
— Я бы сказал, что "Сириус" — это достояние не только Сочи, не только Краснодарского края, но и всей страны в целом. Это южные ворота России, там предусмотрена интеграция научного и курортного кластеров, и мы сегодня очень профессионально, качественно сотрудничаем с нашими коллегами из администрации "Сириуса" и всесторонне им помогаем.
И самое главное, что все мероприятия мы проводим совместно и планируем продолжать, потому что сегодня мы — единое целое. Физически мы находимся на одной земле. Не будет никаких заборов, никаких ограничений. Все понимают, что у страны появилась новая точка притяжения для молодого поколения, построенная на прогрессивной идеологии.
В "Сириусе" создан один из лучших в стране и мире образовательных центров, и для нас это большой плюс. Администрация "Сириуса" приглашает самых профессиональных экспертов, учителей, врачей, всех тех, кто будет заниматься наукой. Статус федеральной территории дает возможность получить отдельное финансирование и очень глубоко развивать систему образования.
Создается новая инфраструктура в системе науки страны. Пока ее пощупать невозможно, но я уверен, что через пять-десять лет страна будет знать тех детей, которые получат образование в "Сириусе".
— Вы говорили о необходимости существенной модернизации инженерной инфраструктуры города. Какие проекты планируются, будет ли дополнительная поддержка города, который сохраняет в том числе олимпийское наследие?
— Дело в том, что в Сочи огромная нагрузка на инженерную инфраструктуру, систему ЖКХ. Большая ее часть была создана еще в царское время и советские годы, и она морально устарела. Все, что не было сделано во время подготовки к Олимпиаде, нужно серьезно модернизировать или восстановить, подготовить для размещения социальных объектов.
Мы ведем работу по формированию комплексного плана социально-экономического развития до 2030 года. Эта стратегия будет идти в симбиозе с генпланом. Сформирован перечень объектов и мероприятий, который, по нашему общему мнению, должен быть реализован в первую очередь и направлен в профильные федеральные министерства, в первую очередь Минстрой России, для согласования и, в дальнейшем, выделения необходимого финансирования на проектирование и строительство. Перечень включает 206 объектов капитального строительства и мероприятия на общую сумму 267,1 млрд рублей.
Самый большой объем приходится на отрасль образования — мы направили предложения по 64 объектам на сумму 45,8 млрд рублей. Речь идет о строительстве 21 школы и четырех блоков начальных школ, 29 детских садов и пяти блоков детских дошкольных учреждений, двух универсальных спортивных залов. Мы рассчитываем на выделение государственного финансирования на 43 объекта культуры на сумму 13,3 млрд рублей, в том числе на реконструкцию пяти парков культуры и отдыха, капитальный ремонт Зала органной и камерной музыки, строительство Сочинской камерной филармонии, а также реконструкцию концертного зала "Фестивальный" и Зимнего театра.
Немаловажный вопрос — природоохранная деятельность и экология. Мы подали документы на пять объектов берегоукрепления на сумму 1,8 млрд рублей. Речь идет о комплексном развитии и модернизации сразу четырех крупных пляжных территорий в разных районах курорта, а также изготовлении декларации безопасности гидротехнических сооружений города Сочи.
Сформированы предложения по строительству полигона твердых бытовых отходов в Лазаревском районе, на это потребуется 5,1 млрд рублей.
Еще один важный пункт программы комплексного социально-экономического развития, которую мы, кстати, неофициально называем "Новый Сочи", — это благоустройство. Подготовлены документы на капитальный ремонт территории Приморской набережной и набережной Адлерского района, реконструкцию улицы Приморской, а также благоустройство дворовых и общественных территорий. Это пять крупных мероприятий на сумму 45,3 млрд рублей.
Наши предложения также касаются 23 объектов водоснабжения и канализования на сумму 123 млрд рублей, в том числе на строительство объектов системы централизованного водоотведения Центрального района Сочи. Также за счет привлеченных государственных средств мы рассчитываем реконструировать сразу три объекта очистных сооружений на сумму 9,2 млрд рублей — "Дагомыс", "Лазаревское" и "Бзугу". Все это позволит нам значительно улучшить инфраструктуру города, увеличить количество объектов социальной инфраструктуры, создаст новые транспортные артерии на всей территории Большого Сочи, а также повысит качество городской среды. За десять лет мы действительно получим новый Сочи.
— Планируете ли вы применять механизм концессии для коммунальной инфраструктуры?
— Мы прорабатываем определенные схемы с рядом корпораций. Сейчас наши коммунальные объекты сами зарабатывают, могут это все делать. Но проблема в том, что отсутствует проектно-сметная документация на объекты. Многие из них были построены в советское время, и в городе нет специалистов, которые могли бы заниматься реконструкцией. Поэтому мы просим Минстрой привлечь лучшие институты для оценки проблемы.
Будет экспертиза, сделаем проектно-сметную документацию. Когда будет понимание по стоимости, можно будет определяться с финансированием. Мы в поиске вариантов.
— Администрация города анонсировала масштабные изменения транспортной логистики в центральной части города. Что они подразумевают?
- Мы прорабатываем создание пешеходной зоны в центре Сочи. Согласно замыслу, улицы Несебрская, Войкова, Поярко, Кооперативная и переулок Электрический могут стать новым общественным пространством для прогулок и отдыха. Реализация такого важного для развития туристического потенциала Сочи проекта позволила бы полностью освободить от транспорта и сделать прогулочным центр курорта.Также разрабатываем схему перераспределения автомобильных потоков за счет модернизации дорожной инфраструктуры.
Проектом предусматривается масштабная реорганизация транспортной системы центральной части курорта. На перекрестке у Главпочтамта, соединяющего автомобильные потоки с четырех оживленных улиц курорта, предлагается организация кольцевого движения транспорта. Еще при подготовке к Олимпийским играм в Сочи здесь планировали построить подземный переход, однако в окончательный проект он не вошел. Сегодня мы предлагаем вернуться к этой идее и оборудовать на данном участке два новых подземных пешеходных перехода.
В районе Пролетарского подъема Курортный проспект, возможно, соединим новым участком дороги с улицей Орджоникидзе. Этот масштабный проект требует комплексного подхода.
— Какие новые проекты в части развития туристической инфраструктуры планируется реализовать в Сочи в ближайшее время?
— Долгие годы территория набережной Ривьера в самом центре города постепенно приходила в упадок. У многих это место ассоциировалось с хаотичной застройкой, захламленной нестационарными торговыми объектами, полуразрушенной инфраструктурой, отсутствием необходимых условий для обеспечения безопасности отдыхающих. В прошлом году мы реализовали первый этап благоустройства, у нас получилась современная, эстетичная территория с закатным амфитеатром для отдыха людей, безбарьерной средой, детскими площадками, новым ландшафтным озеленением и зонами для занятий спортом. Сегодня идут работы в рамках второго этапа реконструкции Ривьеры. Основные работы по реконструкции закончатся к началу летнего сезона этого года.
Набережную Ривьера мы свяжем новым пешеходным мостом "Волшебный лист", который будет построен через реку Сочи. Таким образом, мы соединим и Ривьеру, и Морской порт, и центральную Приморскую набережную, которую также ожидает масштабная реконструкция. По сути, мы создаем новый пешеходный маршрут, новую достопримечательность в центре курорта и реализуем уникальную концепцию "Две реки — одно море".
Кроме того, инвестор ГК "Метрополис" совместно с нами подготовил эскизный проект реконструкции пляжа "Маяк" на территории центральной набережной. Это первые и исторически наиболее значимые 500 м, которые будут расширены на 30 м. Благодаря этому проекту мы получим принципиально новую среду: комфортабельную пешеходно-прогулочную морскую набережную с панорамным видом на Черное море, местами для отдыха, специально оборудованными зонами для занятий спортом и, конечно же, детскими площадками. Причем предусмотрено безопасное разделение путей движения пешеходов и велосипедистов.
Готовятся и другие проекты с инвесторами. Например, гостиницу "Приморская" в центре Сочи ждет реставрация, ее будут делать коренные питерцы — "Группа ЛСР". Это будет очень достойный проект.
— В этом году планируется запуск морского такси. Есть ли уже оператор, который организует перевозки? Как и на чем будут организованы эти перевозки?
— К началу летнего курортного сезона 2021 года в Сочи действительно начнет работу морское маршрутное такси. Два быстроходных пассажирских судна, оснащенные кондиционерами и креслами авиационного типа, вместимостью 20 человек, уже изготавливаются на судостроительной верфи.
Сейчас идет разработка современного сервиса брони и продажи билетов, логистики и перечня сопутствующих услуг. Суда будут курсировать в двух направлениях: из Сочинского морского порта в порт Имеретинский и микрорайон Лазаревское. Пилотный запуск морского такси в Сочи состоится в мае 2021 года.
Туризм и пандемия
— Пандемия для Сочи оказалась временем потерь или возможностей?
— Минувший год стал настоящим вызовом для всех участников санаторно-курортного и туристического рынка. Но, как и любой кризис, он открыл и ряд возможностей для отельеров и туроператоров. Даже после частичного снятия ограничений с начала июля мы отметили существенный рост турпотока на курорт. По количественным показателям турпоток в июле и августе прошлого года превысил прошлогодний на 4,7% и 5% соответственно, а в сентябре и октябре — уже на 19%. Тем не менее по итогам года отрасли не удалось полностью нивелировать потери простоя в апреле, мае и частично июне. По нашим оценкам, в количественном показателе потеря составила порядка 1 млн гостей.
В этом году Сочи уже принял почти 1 млн туристов. Показатель выше прошлогоднего на 3%. В марте, в дни предстоящих праздников в Сочи прогнозируется высокая загрузка гостиничных комплексов. Уже в мае мы ожидаем начало активного летнего курортного сезона, а в июне высокий сезон — на месяц раньше обычного.
— Какие уроки вы извлекли из пандемии?
— Курортная и туристская отрасль Сочи вынуждена была переформатироваться с учетом изменения клиентских предпочтений. Главным трендом стал безопасный отдых. Мы уверенно говорим, что сочинскими отельерами принимаются все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности. Например, разработаны и внедрены новые стандарты уборки и обработки помещений. Горнолыжные курорты внедрили обязательную обработку кабин канатных дорог, открыли медицинские пункты для тестирования на коронавирус своих гостей, набрали штат волонтеров для осуществления контроля за соблюдением масочного режима и социальной дистанции со стороны туристов.
В Сочи значительно возрос интерес к оздоровительному туризму, наметилась тенденция создания медицинских и оздоровительных центров на базе отелей. Мы видим устойчиво высокий спрос на бальнео-, грязевые, мануальные, физиотерапевтические и другие процедуры среди гостей, особенно в сегменте отелей категории четыре-пять звезд. Становятся еще более популярными развлечения и активности на открытом воздухе, экологический туризм. Сегодня это одно из самых динамично развивающихся направлений.
— Как идет вакцинация в городе? Планируется ли вакцинацию "приблизить" для туристов, которые, например, приехали в Сочи надолго? Планируется ли вводить приоритет при вакцинации работников сферы гостеприимства?
— Бесплатная вакцинация сотрудников и гостей горных курортов против COVID-19 стартовала в Сочи 9 февраля. Курорт "Красная Поляна" запустил работу пункта, где сотрудники получают вакцину c минимальным отрывом от работы. Курорты "Газпром" и "Роза Хутор" заключили договор на обслуживание с городской больницей №8 в поселке Красная Поляна.
В первую очередь вакцину от коронавируса получает обслуживающий персонал — сотрудники служб размещения и общественного питания, кто непосредственно контактирует с туристами и входит в группу риска.
Туристы также могут получить в Сочи вакцину в нестационарных пунктах вакцинации, при этом нужно понимать, что речь идет о тех гостях, которые приехали на курорт не менее чем на три недели, чтобы успеть пройти два этапа
— Алексей Сергеевич, рано или поздно пандемия закончится, откроются границы, снова станут доступны зарубежные курорты. Российский турист после этого вернется в Сочи?
— С начала года в Сочи уже отдохнули свыше миллиона человек. 20% наших гостей отдыхали на нашем курорте впервые. Это и есть те самые гости, которые раньше проводили отпуск за границей.
Мы понимаем, что с открытием границ часть российских туристов может переориентироваться на зарубежный отдых. Поэтому сейчас нам необходимо продолжить работу по созданию конкурентоспособного турпродукта. Главный акцент мы делаем на повышении качества отдыха наших гостей, в том числе повышении уровня обслуживания в отелях и санаториях, благоустройстве пляжей и городской среды в целом, обеспечении безопасности гостей, обеспечении экологичности территорий. Кроме того, важно предложить гостям разнообразный отдых. В Сочи есть все условия для пляжного, оздоровительного, познавательного, экологического, гастрономического, событийного, делового и других видов туризма.
Что касается ближайшего летнего сезона, нынешняя эпидемиологическая ситуация позволяет нам строить оптимистичный прогноз. По данным крупного национального туроператора, динамика продаж туров в Сочи на летний сезон 2021 года превышает показатели прошлого года в три раза, и ровно на столько же вырос спрос на направление. Массовый турпоток в Сочи в 2021 году, судя по текущим продажам, ожидается уже в апреле. Высокий сезон в Сочи стартует в начале мая, а максимальная курортная загрузка ожидается с 20 июля по 20 августа. С учетом мнения туроператоров и отельеров мы прогнозируем, что в этом году с мая по сентябрь Сочи примет более 4 млн гостей, это выше показателей 2019 и 2020 годов. Мы всегда рады гостям и сделаем все, чтобы их отдых был комфортным, разнообразным, безопасным. Чтобы Сочи становился часто посещаемым курортом для еще большего количества россиян.
Статья подготовлена https://tass.ru/interviews/10924449